Лидеры перемен, или шесть ключей к успеху

Состоялось торжественное вручение удостоверений специалистам АО «УАП «Гидравлика».

 

В университете успешно завершен инновационный образовательный проект в рамках Федеральной приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Основная цель – реализовать региональные программы повышения производительности труда и поддержки занятости в субъектах Российской Федерации, которые позволят повысить производительность труда на предприятиях-участниках не менее, чем на 30% до 2025 года. Совместно с федеральным и региональным центрами компетенций в области производительности труда УГАТУ внес образовательный вклад в разработку эффективной стратегии поддержки производительности труда, внедрения организационных инноваций в производственные и управленческие процессы на АО «УАП «Гидравлика» холдинга «Технодинамика» Госкорпорации Ростех. УГАТУ стал участником дуально-бимодальных курсов повышения квалификации по программе «Планирование и организация производства машиностроительного предприятия в системе бережливого производства». Трехмесячное обучение прошли более 80 работников предприятия.

 

В классической стратегии внедрения бережливого производства первым ключевым этапом является этап поиска и утверждения Лидера перемен, который должен стать проводником инноваций и взять на себя ответственность за результаты их внедрения. У данной образовательной программы два таких лидера – УГАТУ и «Гидравлика». Наш университет, пройдя жесткий конкурсный отбор среди вузов региона и России, взял на себя профессиональную подготовку специалистов в области внедрения бережливого производства в логистике и энергообеспечении предприятия.

 

Образовательный проект включал две программы: «Практические интенсивы бережливого производства: энергосбережение и пути повышения энергоэффективности, интеллектуализация технологических процессов, управление личной эффективностью персонала», реализованную преподавателями кафедры ЭМ под руководством заведующего профессора Ф.Р.Исмагилова при участии специалистов по управлению персоналом кафедры УСиЭС (заведующий - профессор Д.А.Гайнанов) и информационно-измерительным системам кафедры ИИТ (заведующий - профессор В.Х.Ясовеев), и «Управление логистическими процессами машиностроительного предприятия инструментами бережливого производства», реализованную экспертами кафедры ЭП под руководством заведующей профессора Л.А.Исмагиловой при участии специалистов по логистике кафедры ПГМ (заведующий - профессор В.А.Целищев).

 

Информационное обеспечение, дистанционное обучение и подготовку электронных образовательных ресурсов осуществлял отдел электронного образования (начальник А.В.Гусаров), а видеозапись лекций и монтаж обеспечивали специалисты управления информационных технологий (начальник А.Р.Мухтаров). Ключами к успеху реализации данного образовательного проекта стали:

 

1) Завершение курса разработкой реального проекта развития предприятия и его внедрением. Впервые введен четкий критерий – предприятие должно показать ежегодный 5% рост производительности труда за счет внедрения инноваций, в том числе и технических в области энергоэффективности и энергосбережения.

 

2) Построение программы на бимодально-дуальном принципе, который предполагает обучение без отрыва от производства на рабочих местах. Это означает, что и преподаватели, и руководители предприятия «спускаются в гембу». Гембой называется, согласно методологии бережливого производства, место возникновения потерь (проблем). Таким образом, проблема становится реальной и осязаемой, понимаемой всеми участниками, что позволяет ее комплексно и эффективно решить.

 

3) Активное использование цифровых и информационно-коммуникационных технологий для трансляции лекций и практических занятий, интерактивная технология изучения и реализация в очной и заочной (дистанционной) формах. Слушатели получили возможность работать удаленно в личных электронных кабинетах.

 

4) Формирование проектных кроссфункциональных групп или «кайдзен-групп», решающих одну из ключевых проблем, причем команда состояла из представителей различных функциональных подразделений и разных уровней управления, что порождало в ряде случаев конфликт интересов. Сложность заключалась в необходимости участникам групп в кратчайшие сроки адаптироваться друг к другу и найти компромиссный и эффективный вариант решения проблемы и презентовать его в виде законченной итоговой аттестационной работы руководству предприятия и региональным органам управления.

 

5) Обучение в режиме «нон-стоп». Хотя теоретические занятия проводились 1 раз в неделю, но группа наставников ежедневно в течение рабочего дня весь трехмесячный период консультировала участников по проекту.

 

6) Уникальность структуры и содержания образовательной программы, которая включала базовые модули «Профессионализм и мотивация персонала: принципы и технологии развития»; «Система бережливого производства как инструмент повышения эффективности производственных процессов», а также специальные модули «Методы и средства повышения энергоэффективности электрооборудования и качества электроснабжения предприятий в условиях бережливого производства, основы эксплуатации электрических машин», «Применение интеллектуальных информационно-измерительных систем и инфокоммуникационных технологий в автоматизированных системах управления технологическими процессами при организации бережливого производства», «Управление логическими процессами машиностроительного предприятия».

 

Успех проекту обеспечили как уникальные компетенции преподавателей УГАТУ в области бережливого производства, управления логистическими процессами, мотивации персонала, энергосбережения, так и участие в реализации программы топ-менеджмента и ведущих специалистов АО «УАП «Гидравлика» – начальника управления по персоналу О.М.Бондаренко, коммерческого директора А.Н.Касьянова, технического директора В.Е.Токарева, помощника генерального директора Д.А.Габитова, главного инженера Д.В.Павлова, руководителя проекта от АО «УАП «Гидравлика» И.В.Сергиенко и др.

 

Программа завершилась защитой итоговых аттестационных работ – комплексных проектов по внедрению инструментов бережливого производства для повышения производительности труда на предприятии. Проекты принимали аттестационные комиссии под председательством заместителей министра промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан И.З.Шахмаева и У.Ф.Насибуллина.

 

Суммарный экономический эффект проектов, по предварительной оценке, составил более 200 млн. рублей при минимальных инвестициях и сроками окупаемости от одного до трех лет. Их реализация позволит повысить энергоэффективность на 10% в год, а производительность труда - более чем на 5%, что соответствует целевым показателям приоритетной программы. В рамках защиты аттестационных работ был проведен конкурс проектов, лучшие из которых получат премии от 15 до 30 тысяч рублей.

 

По экспертным оценкам преподавателей и специалистов, уровень готовности АО «УАП «Гидравлика» к внедрению бережливого производства можно оценить по стандартной шкале аудита как «На пути к совершенству» и потенциал развития до уровня «Деловое совершенство». В планах УГАТУ – реализация проектов по бережливому производству на ведущих предприятиях республики и укрепление статуса Лидера перемен в образовательной деятельности для реального сектора экономики.

 

 


Р.УРАЗБАХТИН, директор ЦДО

 

12.11.18, 10:14